Семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:
·  социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);
·  социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);
·  технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);
·  демографический (определяется структурой семьи).
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:
 - гармоническое развитие ребенка;
 - забота о здоровье детей;
 - помощь в учении;
 - трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
 - помощь в социализации личности и ее самореализации;

 - формирование опыта гуманитарных, эмоционально-нравственных отношений;

 - забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
 - развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
 - подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
 - половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.


 С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем:
·  Усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и социальному статусу);
·  Рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей;
·  Увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;
·  Разрушение системы «родители-ребенок»,  усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей;
·  Мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети Интернет 


Все это приводит к тому, что семья не всегда  может в полной мере или не хочет выполнять свои основные воспитательные функции:
·  способствование успешной социализации и самореализации ребенка в современном обществе;
·  обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка;
·  обеспечение защиты прав, жизни, здоровья и личной безопасности

Функции взаимодействия школы и семьи: 

·  информационная;
·  воспитательно-развивающая;
·  формирующая;
·  охранно-оздоровительная;
·  контролирующая;
·  бытовая

Задачи взаимодействия:

·  формирование активной педагогической позиции родителей;
·  вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
·  активное участие родителей в воспитании детей
·  наблюдение;
·  беседу;
·  тестирование;
·  анкетирование;
·  деловые игры;
·  материалы детского творчества и творчества родителей 

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.

Так должно быть, если семья в полной мере выполняет свои функции. Однако современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании детей

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.

 Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. 

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.    При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:

- наблюдение

- тестирование

- беседа

- анкетирование

- деловая игра

- материалы детского творчества и творчества родителей. 

 
Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ   http://минобрнауки.рф
Официальный сайт Управления Образования Коломенского муниципального района http://http://edukr.ru/