Семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:
· социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);
· социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);
· технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);
· демографический (определяется структурой семьи).
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:
- гармоническое развитие ребенка;
- забота о здоровье детей;
- помощь в учении;
- трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
- помощь в социализации личности и ее самореализации;
- формирование опыта гуманитарных, эмоционально-нравственных отношений;
- забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
- развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
- подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
- половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем:
· Усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и социальному статусу);
· Рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей;
· Увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;
· Разрушение системы «родители-ребенок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей;
· Мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети Интернет
Все это приводит к тому, что семья не всегда может в полной мере или не хочет выполнять свои основные воспитательные функции:
· способствование успешной социализации и самореализации ребенка в современном обществе;
· обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка;
· обеспечение защиты прав, жизни, здоровья и личной безопасности
Функции взаимодействия школы и семьи:
· информационная;
· воспитательно-развивающая;
· формирующая;
· охранно-оздоровительная;
· контролирующая;
· бытовая
Задачи взаимодействия:
· формирование активной педагогической позиции родителей;
· вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
· активное участие родителей в воспитании детей
· наблюдение;
· беседу;
· тестирование;
· анкетирование;
· деловые игры;
· материалы детского творчества и творчества родителей
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.
Так должно быть, если семья в полной мере выполняет свои функции. Однако современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании детей
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:
- наблюдение
- тестирование
- беседа
- анкетирование
- деловая игра
- материалы детского творчества и творчества родителей.